Как правильно рассказать интересную историю? Говорим о сторителлинге

Как правильно рассказать интересную историю

Что скрывается под модным словом storytelling

Это умение красиво и искренне рассказать историю. Прием, который в России не развит в силу массы причин, в том числе исторических. Есть журналистские жанры, которые в какой-то степени соответствуют сторителлингу – репортаж и авторская колонка. Но первый больше похож на спринтерский забег – это рассказ о каком-то конкретном событии. А второй – на отчет, который готовится к годовому собранию акционеров. То есть, скучно и не интересно для простого читателя.

Ситуация непростая, ведь сам по себе сторителлинг – это взрывная вещь. По крайней мере, на Западе искусство рассказывания историй очень высоко ценится, и если крупная компания, будь то Apple или Lego, начинает выступать в этом жанре, то большой приток читателей ей однозначно обеспечен. В США вообще любят рассказывать истории: стендапы, которые там популярнее рок-концертов, только сейчас начали пробивать дорогу в Россию.

Проблема в выборе правильной площадки и канала продвижения. Ежедневный рассказ новой истории – вещь невозможная по определению. Можно каждый день давать какую-то интересную новость в блоге, но story – это отдельная история, прошу прощения за каламбур.

О сторителлинге говорят давно, есть даже сайты, которые обещают обучить этому жанру. Например, один из них в своей программе предлагает краткий курс рассказывания историй, но по сути пытается обучить писательскому мастерству, включая известные с Древней Греции приемы: анафору и эпифору, антитезу и параллелизм и даже полисиндетон и асиндетон. Причем, на каждую пару этих приемов приходится по отдельному уроку. Хотя для этого хватило бы пяти минут. Например, осознания того, что существует возможность писать: «В деревне скучно: грязь, ненастье, осенний ветер, мелкий снег» А.С. Пушкин (С). И это будет асиндетон, то есть, «бессоюзие».

Но это совсем не то, что необходимо, чтобы писать коммерческие истории. Есть способы собирать тексты так, чтобы они цепляли читателя. И это именно то, что нужно для правильного коммерческого сторителлинга.

Я с 1992 года работал в ежедневной газете «Коммерсантъ», то есть с первого дня ее существования. И в написании текста (он в «Ъ» до сих пор называется заметкой вне зависимости от жанра) было правило: он должен иметь пролог, основное описание, эпилог и последний абзац, который ставит под сомнение или опровергает все вышесказанное. Если выполнены все эти правила, значит получилась хорошая заметка. Для сторителлинга этот вариант, как я считаю, тоже вполне подходит, но с одним условием: весь текст пишется от первого лица, фразы «я увидел», «я понял» и «я сделал (открыл, закрыл, изменил и пр.)» обязательно должны в нем присутствовать.

Это, конечно, не единственный прием. Можно воспользоваться, например, способом Дейла Карнеги, который на нем построил свою самую известную книгу «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Cначала говорится о проблеме того или иного клиента. Затем описывается действие – конкретные меры, предпринятые, чтобы решить проблему. И в заключении показываются выгоды, которые в итоге были получены.

Есть масса других способов, о которых я обязательно расскажу. Главное – нужно сделать все возможное, чтобы эти истории было интересно читать. Такой точки зрения придерживаются и поисковые машины, которые теперь оценивают все статьи на предмет их искренности и неповторимости. Вот бы понять, какой алгоритм они используют?